651 " style="width:488.45pt;border-collapse:collapse"> Принята:
педагогическим советом МБДОУ детский сад «Березка» протокол № ____ от «____» _____________20____г Утверждаю:
заведующий МБДОУ д/с «Березка»
Программа
Кружок «Чистюля»
Для детей младшего дошкольного возраста
по формированию культурно – гигиенических навыков
Составитель:
воспитатель МБДОУ детский сад
«Березка»
п. Игрим 2014 г
1. Пояснительная записка ………………………………….
× Цели и задачи ……………………………………………..
× Условия реализации программы ……………………….
× Формы и методы проведения занятий обеспечивающие
× успешное решение поставленных задач ……………….
2. Учебно – тематический план ………………………......
3. Взаимодействие с родителями …………………………
4. Планируемые результаты…………………………………
6. Предполагаемые результаты ………………………..........
7. Способы и формы оценки результата …………………
(мониторинг качества знаний)
1. Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные, и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИE НАВЫКИ (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Данная программа рассчитана на работу с детьми младшей группы (1,5-3 лет) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (1,5 -3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
Образовательные задачи:
· способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
· познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
· приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
Развивающие задачи:
· развитие эмоциональных качеств;
· развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения;
Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
· формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
· создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
· формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
· приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 лет). Срок реализации программы – 1 год обучения.
Формы и методы проведения занятий обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
1. Словесные методы обучения:
Устное изложение;
Анализ текста.
2. Наглядные методы обучения:
Показ иллюстраций, видеоматериалов;
Показ, исполнение педагогом;
Наблюдение;
Работа по образцу.
3. Практические методы обучения:
Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения.
2.Репродуктивные методы обучения.
3.Часьтично – поисковые методы обучения.
4. исследовательские методы обучения.
Формы организации деятельности детей:
Индивидуальные;
Групповые;
Индивидуально – групповые.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (34 занятия на учебный год) – 4 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся во I I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к. г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
2. Учебно – тематический план
Неде-ля | 1часть | 2 часть | Источник |
|
СЕНТЯБРЬ | 1. «Водичка-водичка» | Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка». Задачи: Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик. | Д/И. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя | Приложение |
2. «Наши помощники» | Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность». Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания. | Д/У. "Моем чисто руки и лицо" Цель: закрепить последовательность умывания. | Приложение |
|
3. «Мой внешний вид» | Упражнение «Аккуратная прическа». Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала. | Чтение стихов о культуре гигиенических навыков. И/У. " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. | «Культурное поведение у детей дошкольного возраста» с.30 |
|
4. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое» | Упражнение «Полотенце пушистое» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку). | И/ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены. Разучивание потешки " Водичка - водичка" | Приложение |
|
ОКТЯБРЬ | 1. «Когда я ем, я глух и нем» | Беседа «Поведение за столом» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой. | И/ситуация " В гости кукла к нам пришла" Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре | Приложение |
2. «Мы едим» | Беседа «Поведение за столом» Задачи: Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом. | Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность) | «Культурное поведение у детей дошкольного возраста» с.24 |
|
3. «Ждем гостей» | Презентация «Чайная посуда» Задачи: Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная посуда, учить пользоваться ею; Обогащать словарный запас. | Д/и «Посуда» - классификация посуды. И/ситуация «Тоня у нас в гостях». Цель: формировать навык общения с гостями; воспитывать приветливость, заботливость. | ||
4. «Чистота – залог здоровья» | Мультзал: просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр» Задачи: Предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | Рассматривание картины "Мама купает Катю", «Дети моют руки». Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. | «Культурное поведение у детей дошкольного возраста» с.25 |
|
НОЯБРЬ | 1. «Я воспитанный ребенок» | Игровая презентация «Мама учит Катю правильно вести себя за столом» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. | Д/и «Покормим Катю» Цель: формировать культурно – гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом. Чтение потешки «Умница Катенька» | |
Игровая ситуация «Степашка учится чистить зубы». Упражнение «Послушная щетка» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с приемами чистки зубов, учить правильно держать щетку. | Экскурсия в среднюю группу. Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы. | Приложение |
||
3. Идем гости» | Мультзал: просмотр мультфильма «Вини-Пух» в горстях у кролика». Задачи: Предложить детям посмотреть отрывок мультфильма. Способствовать формированию навыков культурного поведения за столом. | И/ситуация «Идем в гости» Цель: закрепить культурно –гигиенические навыки поведения за столом и в гостях. | Приложение |
|
4. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» | Презентация «Кукла Катя умывается» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться. Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть руки и лицо. | Акима «Где живет вода? И/ситуация «Кукла Катя умывается». Цель: формировать у детей навыки самообслуживание и культурно – гигиенические навыки. | Приложение |
|
ДЕКАБРЬ | 1. «Мы проснулись» | Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность. | Чтение стих. А. Барто «Маша растеряша». И/ситуация «Научим куклу одеваться» Цель: помочь детям закрепить последовательность одевания | Приложение «Адаптация детей раннего возраста» с.34 |
2. «Здоровым быть хочу» | Игровая ситуация «Филя простудился» Задачи: Рассказать о том, как избежать простудные заболевания, о правилах культурного поведения (использования носового платка, салфеток и т. д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки. | Рассматривание иллюстраций предметов личной гигиены. «Научим куклу культуре полведения» Цель: помочь детям закрепит знания пользования предметами личной гигиены. | Приложение |
|
3.»В здоровом теле – здоровый дух» | Игровая ситуация «Кукла Полина купается» Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно. | Рассматривание полотенцев из разной ткани. И/ситуация «Купание куклы Полины». Цель: воспитывать культурно –гигиенические навыки, учить ЗОЖ. | Приложение |
|
4." Кто опрятен, тот приятен". | Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Задачи: Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми. | Оформление фото стенда "Будем чистыми и опрятными" Д/и «Помоем правильно ручки» Цель: учить самостоятельно мыть с мылом руки. | Приложение |
|
ЯНВАРЬ | 1. «Хорошие манеры» | Игровая ситуация «Что мы умеем» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно пользоваться салфеткой. | Д/И. " Назови действие" Цель: Определять действия по показу. | Приложение |
2. «Поможем бабушке Федоре» | Беседа «После обеда» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике. | И/С. " Мытье кукольной посуды» Цель: воспитывать бережное отношение к посуде, стремление содержать ее в порядке. Д/и «Посуда» | Приложение |
|
3.»Путешествие к Мойдодыру» | Упражнение «Мойдодыр» Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства. Формировать осознанное стремление быть аккуратными. | Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены. | Приложение |
|
ФЕВРАЛЬ | 1.»Моя одежда» | «Одевание куклы на прогулку» Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и последовательно одеваться на прогулку | Игровая ситуация «Кукла одевается на прогулку». | «Комплексные занятия» с.90 |
2.»Чаепитие» | «Будем заваривать чай» Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды Актуализировать знания о правилах поведения за столом. | Игра – инсценировка «Заваривание чая». Рассматривание чайной посуды. И/ситуация «Накрываем на стол» | Приложение |
|
3. «Путешествие в страну здоровья» | «Путешествие в страну здоровья» Задачи: Закрепить знания о здоровом образе жизни, о профилактических мерах по уходу за организмом. | Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Загадывание загадок о частях тела. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» | Приложение |
|
4. «Береги хлебушек» | Учимся аккуратно кушать хлеб. Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом. Показать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: | Приложение |
|
МАРТ | 1. «Каждой вещи свое место» | «Каждой вещи свое место» Задачи: Формировать у детей навыки и навык ориентироваться в спальной комнате, туалетной Комнате, раздевальной комнате. Закрепить представление о том, что у каждого ребенка постоянное место за столом, у каждого своя постель, шкаф для одежды. | Чтение стихотворения «Маша – растеряша» | Приложение |
2. «Воспитанный Хрюша» | Игровая ситуация «Хрюша завтракает» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку и т. д. | Рассматривание сюжетной картины " За обедом" | Приложение |
|
3. «Путешествие в сказку» | Презентация «Послушная ложка» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом. Учить собирать остатки пищи ложкой, наклонять тарелку от себя. | Чтение сказки " Три медведя". Цель:Закрепить название посуды и правила поведения за столом. | Приложение |
|
4. «Вежливые слова» | Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться. | Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово" | Приложение |
|
АПРЕЛЬ | Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться вилкой. Обращать внимание на необходимость соблюдения знакомых детям правил поведения за столом. | Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». | Приложение |
|
Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей. | Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр" Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. | Приложение |
||
3. «Румяные щечки» | Игровое упражнение «Румяные щечки» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши. | Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. | Приложение |
|
4. «Волшебный платочек» | Практические упражнение «Носовой платок» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, вовремя обращаться за помощью к взрослым. | Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком | Приложение |
|
1. «Мыльные пузыри» | Упражнение, беседа «Чистота, здоровье» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки. | Развлечение " Приключение мыльного пузыря". Цель: доставить радость детям | Приложение |
|
2. «Умываемся каждый день» | Практическое упражнение «Земляничное мыло» Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а так же по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки. | Чтение стихотворений «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». | Приложение |
|
3. «Крепкие зубы» | Практическое упражнение «Крепкие зубы». Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами (необходимо регулярно чистить зубы, после каждого приема пищи полоскать рот, избегать чередования холодно и горячей пищи и т. д.), рассказать о важности их соблюдения. | Д/и «Полезные продукты» Цель: формировать представление о полезном питании для крепких зубов. | Приложение |
|
4. «Спокойной ночи» | Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Задачи: развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). | Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». | Приложение |
Взаимодействие с родителями:
Консультации:
"Как ухаживать за молочными зубами"
"Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
"Как привить детям культурно гигиенические навыки"
"Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
Родительское собрание:
" Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет"
Консультация: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д.?»
Консультация: «Что должен уметь ребёнок?»
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые результаты
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 1,5 - 3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
· Наблюдение за детьми.
· Анкетирование родителей.
· Беседы.
Способы фиксации данных обследования
· Протоколы наблюдений.
Способы обработки результатов
· Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.
Примечание.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают
умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Список используемой литературы
1. , Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
2. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. , . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации . – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
5. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией, . – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
культурный гигиенический детский навык
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребёнка имеет гигиеническое воспитание и воспитание культуры поведения. В дошкольном учреждении гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническое воспитание проводится как индивидуально, с каждым ребёнком, так и коллективно, со всей группой в целом. Гигиеническое обучение и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой сформированы задачи содержания гигиенического воспитания. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками}